16.03.2020

Коттеджное строительство

Инженерно-геологические изыскания обеспечивают комплексное изучение инженерно-геологических условий трассы линейных сооружений, включая рельеф, геологическое строение, сейсмотектонические, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, и составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых и достаточных материалов для обоснования проектной подготовки строительства, в том числе мероприятий инженерной защиты объекта строительства и охраны окружающей среды.

Специфика проведения инженерно-геологических изысканий для проектирования и строительства линейный сооружений заключается в проведении изысканий на участках большой протяженности. Объёмы геологических работ зависят от длины трассы линейных сооружений, стадии проектирования, сложности инженерно-геологических условий, распространения специфических грунтов. Необходимым первоначальными данными для начала изысканий являются результаты топографической съёмки, материалы аэро- и космосъемки, которые подкрепляются визуальными наблюдениями. Сложность проведения геологических изысканий для линейных сооружений может быть вызвана непроходимостью территории, наличием большого количества существующих строений и коммуникаций (городская застройка, линии метро).

На стадии разработки предпроектной документации инженерно-геологические изыскания проводятся для составлении различного рода схем, концепций и программ развития регионов, при разработке градостроительной документации, при разработке обоснований инвестиций в строительство объектов.

Расстояния между выработками по трассе на стадии ППД следует устанавливать в зависимости от её назначения (вида), протяженности и сложности инженерно-геологических условий в пределах от 500 до 1000 — 3000 м, а глубину выработок - до 3-5 м.

Точки наблюдений, в том числе горные выработки, следует размещать в пределах полосы трассы вдоль ее оси, по поперечникам, в местах переходов через водотоки и пересечении других линейных сооружений, а также на характерных элементах рельефа (склоны, борта оврагов, тальвеги, заболоченные участки и др.).

На участках развития геологических и инженерно-геологических процессов, распространения специфических грунтов и со сложными инженерно-геологическими условиями располагаются поперечники из 3-5 выработок, увеличивается ширина полосы инженерно-геологической съемки, уменьшаются расстояния между выработками и увеличивается их глубина.

При инженерно-геологических изысканиях для разработки проекта обеспечивается комплексное изучение инженерно-геологических условий трассы, прогнозируется их изменения в период строительства и эксплуатации. Материалов изысканий должно быть достаточно для обоснования компоновки зданий и сооружений, конструктивных и объемно-планировочных решений, составления генерального плана проектируемого объекта, разработки мероприятий и сооружений по инженерной защите, охране геологической среды и созданию безопасных условий жизни населения.

Инженерно-геологическая съемка исследуемой притрассовой полосы линейных сооружений выполняется в масштабах 1:10000-1:2000.

Количество и глубина горных выработок рассчитывается по следующей таблице:

Вид линейных сооружений

Ширина полосы трассы, м

Среднее расстояние между горными выработками по трассе, м

Глубина горной выработки, м

Железная дорога

200-500

350-500

До 5

На 2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта с учётом положения проектных отметок (красной линии)

Автомобильная дорога

200-500

350-500

До 3

Магистральный трубопровод

100-500

500-1000

На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода

Эстакада для наземных сооружений

100

100-200

3-7

Воздушная линия связи и электропередачи напряжением, кВ:

до 35

свыше 35

100-300

100-300

1000-3000

1000-3000

3-5

5-7

Кабельная линия связи

50-100

300-500

На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода (шпунта, острия свай)

На 1-2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта

Водопровод, канализация, теплосеть и газопровод

100-200

100-300

Подземный коллектор – водосточный и коммуникационный

100-200

100-200

На 2 м ниже предполагаемой глубины заложения коллектора (шпунта, острия свай)

На этапе разработки проекта используются геофизические методы, штамповые, прессиометрические испытания, статическое зондирование, проводятся гидрогеологические исследования.

Результатом инженерно-геологических изысканий является заключение с оценкой геологических условий трассы линейных сооружений, прогноз возможных изменений инженерно-геологических и гидрогеологических условий, определение нормативных и расчетных значений показателей прочностных и деформационных свойств грунтов выделенных инженерно-геологические элементы, рекомендациями и предложения по проведению последующих изысканий.

Инженерно-геологические изыскания для разработки рабочей документации обеспечивают детализацию и уточнение инженерно-геологических условий конкретных участков строительства проектируемых линейных сооружений, разработку окончательных объемно-планировочных решений, расчеты оснований, фундаментов и конструкций проектируемых сооружений, детализацию проектных решений по инженерной защите, охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обоснованию методов производства земляных работ.

Инженерно-геологические условия уточняются на конкретных участках переходов через естественные и искусственные препятствия трасс линейных сооружений.

Вид линейных сооружений

Ширина полосы трассы, м

Среднее расстояние между горными выработками по трассе, м

Глубина горной выработки, м

Железная дорога

200-500

350-500

До 5

На 2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта с учётом положения проектных отметок (красной линии)

Автомобильная дорога

200-500

350-500

До 3

Магистральный трубопровод

100-500

500-1000

На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода

Эстакада для наземных сооружений

100

100-200

3-7

Воздушная линия связи и электропередачи напряжением, кВ:

до 35

свыше 35

100-300

100-300

1000-3000

1000-3000

3-5

5-7

Кабельная линия связи

50-100

300-500

На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода (шпунта, острия свай)

На 1-2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта

Водопровод, канализация, теплосеть и газопровод

100-200

100-300

Подземный коллектор – водосточный и коммуникационный

100-200

100-200

На 2 м ниже предполагаемой глубины заложения коллектора (шпунта, острия свай)

На участках трасс линейных сооружений типового проектирования для обоснования рабочей документации используются материалы изысканий, выполненные для проекта, проводятся горные выработки по оси трассы для уточнения инженерно-геологических условий.

В случаях, когда требуется производить расчет основания линейных сооружений по несущей способности и по деформациям, выполняются изыскания для обоснования рабочей документации в соответствии с требованиями производственно-отраслевых (ведомственных) нормативных документов.

На трассах воздушных линий электропередач горные выработки размещаются в пунктах установки опор: от одной выработки в центре площадки в простых инженерно-геологических условиях до 4—5 выработок в сложных условиях.

Глубины выработок устанавливаются до 8 м для опор на естественном основании (в зависимости от их типа), а для свайных фундаментов промежуточных опор — на 2 м ниже наибольшей глубины погружения конца свай и для угловых опор — не менее чем на 4 м ниже погружения нижнего конца свай.

На участках электрических подстанций и на прилегающих к ним территориях выполняются электроразведочные геофизические исследования с целью установления геоэлектрического разреза и удельного электрического сопротивления грунтов для проектирования заземляющих устройств.

По трассам металлических трубопроводов различного назначения выполняются геофизические (электрометрические) работы для определения блуждающих токов, оценки коррозионной активности грунтов и проектирования защитных сооружений.