Инженерно-геологические изыскания обеспечивают комплексное изучение инженерно-геологических условий трассы линейных сооружений, включая рельеф, геологическое строение, сейсмотектонические, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, и составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых и достаточных материалов для обоснования проектной подготовки строительства, в том числе мероприятий инженерной защиты объекта строительства и охраны окружающей среды.
Специфика проведения инженерно-геологических изысканий для проектирования и строительства линейный сооружений заключается в проведении изысканий на участках большой протяженности. Объёмы геологических работ зависят от длины трассы линейных сооружений, стадии проектирования, сложности инженерно-геологических условий, распространения специфических грунтов. Необходимым первоначальными данными для начала изысканий являются результаты топографической съёмки, материалы аэро- и космосъемки, которые подкрепляются визуальными наблюдениями. Сложность проведения геологических изысканий для линейных сооружений может быть вызвана непроходимостью территории, наличием большого количества существующих строений и коммуникаций (городская застройка, линии метро).
На стадии разработки предпроектной документации инженерно-геологические изыскания проводятся для составлении различного рода схем, концепций и программ развития регионов, при разработке градостроительной документации, при разработке обоснований инвестиций в строительство объектов.
Расстояния между выработками по трассе на стадии ППД следует устанавливать в зависимости от её назначения (вида), протяженности и сложности инженерно-геологических условий в пределах от 500 до 1000 — 3000 м, а глубину выработок - до 3-5 м.
Точки наблюдений, в том числе горные выработки, следует размещать в пределах полосы трассы вдоль ее оси, по поперечникам, в местах переходов через водотоки и пересечении других линейных сооружений, а также на характерных элементах рельефа (склоны, борта оврагов, тальвеги, заболоченные участки и др.).
На участках развития геологических и инженерно-геологических процессов, распространения специфических грунтов и со сложными инженерно-геологическими условиями располагаются поперечники из 3-5 выработок, увеличивается ширина полосы инженерно-геологической съемки, уменьшаются расстояния между выработками и увеличивается их глубина.
При инженерно-геологических изысканиях для разработки проекта обеспечивается комплексное изучение инженерно-геологических условий трассы, прогнозируется их изменения в период строительства и эксплуатации. Материалов изысканий должно быть достаточно для обоснования компоновки зданий и сооружений, конструктивных и объемно-планировочных решений, составления генерального плана проектируемого объекта, разработки мероприятий и сооружений по инженерной защите, охране геологической среды и созданию безопасных условий жизни населения.
Инженерно-геологическая съемка исследуемой притрассовой полосы линейных сооружений выполняется в масштабах 1:10000-1:2000.
Количество и глубина горных выработок рассчитывается по следующей таблице:
Вид линейных сооружений |
Ширина полосы трассы, м |
Среднее расстояние между горными выработками по трассе, м |
Глубина горной выработки, м |
|
Железная дорога |
200-500 |
350-500 |
До 5 |
На 2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта с учётом положения проектных отметок (красной линии) |
Автомобильная дорога |
200-500 |
350-500 |
До 3 |
|
Магистральный трубопровод |
100-500 |
500-1000 |
На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода |
|
Эстакада для наземных сооружений |
100 |
100-200 |
3-7 |
|
Воздушная линия связи и электропередачи напряжением, кВ: до 35 свыше 35 |
100-300 100-300 |
1000-3000 1000-3000 |
3-5 5-7 |
|
Кабельная линия связи |
50-100 |
300-500 |
На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода (шпунта, острия свай) |
На 1-2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта |
Водопровод, канализация, теплосеть и газопровод |
100-200 |
100-300 |
||
Подземный коллектор – водосточный и коммуникационный |
100-200 |
100-200 |
На 2 м ниже предполагаемой глубины заложения коллектора (шпунта, острия свай) |
На этапе разработки проекта используются геофизические методы, штамповые, прессиометрические испытания, статическое зондирование, проводятся гидрогеологические исследования.
Результатом инженерно-геологических изысканий является заключение с оценкой геологических условий трассы линейных сооружений, прогноз возможных изменений инженерно-геологических и гидрогеологических условий, определение нормативных и расчетных значений показателей прочностных и деформационных свойств грунтов выделенных инженерно-геологические элементы, рекомендациями и предложения по проведению последующих изысканий.
Инженерно-геологические изыскания для разработки рабочей документации обеспечивают детализацию и уточнение инженерно-геологических условий конкретных участков строительства проектируемых линейных сооружений, разработку окончательных объемно-планировочных решений, расчеты оснований, фундаментов и конструкций проектируемых сооружений, детализацию проектных решений по инженерной защите, охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обоснованию методов производства земляных работ.
Инженерно-геологические условия уточняются на конкретных участках переходов через естественные и искусственные препятствия трасс линейных сооружений.
Вид линейных сооружений |
Ширина полосы трассы, м |
Среднее расстояние между горными выработками по трассе, м |
Глубина горной выработки, м |
|
Железная дорога |
200-500 |
350-500 |
До 5 |
На 2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта с учётом положения проектных отметок (красной линии) |
Автомобильная дорога |
200-500 |
350-500 |
До 3 |
|
Магистральный трубопровод |
100-500 |
500-1000 |
На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода |
|
Эстакада для наземных сооружений |
100 |
100-200 |
3-7 |
|
Воздушная линия связи и электропередачи напряжением, кВ: до 35 свыше 35 |
100-300 100-300 |
1000-3000 1000-3000 |
3-5 5-7 |
|
Кабельная линия связи |
50-100 |
300-500 |
На 1-2 м ниже предполагаемой глубины заложения трубопровода (шпунта, острия свай) |
На 1-2 м ниже нормативной глубины промерзания грунта |
Водопровод, канализация, теплосеть и газопровод |
100-200 |
100-300 |
||
Подземный коллектор – водосточный и коммуникационный |
100-200 |
100-200 |
На 2 м ниже предполагаемой глубины заложения коллектора (шпунта, острия свай) |
На участках трасс линейных сооружений типового проектирования для обоснования рабочей документации используются материалы изысканий, выполненные для проекта, проводятся горные выработки по оси трассы для уточнения инженерно-геологических условий.
В случаях, когда требуется производить расчет основания линейных сооружений по несущей способности и по деформациям, выполняются изыскания для обоснования рабочей документации в соответствии с требованиями производственно-отраслевых (ведомственных) нормативных документов.
На трассах воздушных линий электропередач горные выработки размещаются в пунктах установки опор: от одной выработки в центре площадки в простых инженерно-геологических условиях до 4—5 выработок в сложных условиях.
Глубины выработок устанавливаются до 8 м для опор на естественном основании (в зависимости от их типа), а для свайных фундаментов промежуточных опор — на 2 м ниже наибольшей глубины погружения конца свай и для угловых опор — не менее чем на 4 м ниже погружения нижнего конца свай.
На участках электрических подстанций и на прилегающих к ним территориях выполняются электроразведочные геофизические исследования с целью установления геоэлектрического разреза и удельного электрического сопротивления грунтов для проектирования заземляющих устройств.
По трассам металлических трубопроводов различного назначения выполняются геофизические (электрометрические) работы для определения блуждающих токов, оценки коррозионной активности грунтов и проектирования защитных сооружений.