Главное меню

Инженерно-геологические изыскания для строительства автодорог

Основными нормативными документами, в той или иной мере регламентирующими инженерно-геологические изыскания для автодорог, являются: СП 11-015-97 «Инженерные изыскания для строительства», СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений», СП 45.13330.2010 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», ВСН 29-76 «Качество дорожных одежд и земляного полотна».

При проектировании автодорог учитываются их категория, тип дорожной одежды, высота насыпи и дорожной выемки, свойства грунтов земляного полотна, природные условия района строительства, особенности инженерно-геологических условий, наличие грунтовых строительных материалов. Всё это определяет специфику инженерно-геологических изысканий для автодорог.

При выполнении изысканий для автодорожного строительства важное значение имеют инженерно-геологическое обследование и картирование полосы трассы проектируемой автодороги (ширина 200-500 м). В ходе этих работ устанавливаются: дорожно-климатическая зона, тип местности по условиям увлажнения верхней толщи грунтов и характеру поверхностного стока, геоморфологическое строение, геологические и инженерно-геологические процессы и явления, перспективные участки для карьеров грунтовых строительных материалов.

Одновременно намечаются и производятся буровые работы. В ходе бурения устанавливаются условия залегания грунтов и подземных вод в пределах толщи, принимаемой во внимание при проектировании, опробуются грунты и подземные воды.

В простых и средней сложности геологических условиях скважины располагаются по оси трассы через 300-200 м, в сложных – через 50-100 м. В выемках проектируемых автодорог скважины проходят на 1-3 м ниже глубины сезонного промерзания от проектной отметки выемки. Под насыпями проектируемых автодорог скважины бурятся на глубину 3-8 м на слабосжимаемых грунтах и 10-15 м – на сильносжимаемых грунтах с заглублением в скальные или слабосжимаемые грунты на 1-3 м.

На участках с развитием опасных геологических и инженерно-геологических процессов или распространения слабых грунтов скважины размещаются по оси трассы и на поперечниках, намечаемых через 50-100 м. При этом по оси трассы и на поперечниках расстояния между скважинами уменьшается до 25-50 м, и на каждом поперечнике должно быть не менее трёх скважин.

В местах, где намечены мосты, путепроводы, эстакады и объекты дорожной инфраструктуры, глубина и количество скважин увеличиваются в соответствии с типом фундаментов этих сооружений.

Полевые исследования грунтов выполняются лишь в необходимых случаях – для определения типа болот (вращательный срез) и для уточнения состояния и физико-механических характеристик грунтов в естественном залегании (статическое зондирование, штампы) в местах устройства мостов, эстакад, тоннелей, объектов дорожной инфраструктуры.

Лабораторные работы позволяют классифицировать грунты в полосе трассы, установив их состав, специфические свойства, физико-механические характеристики, а также определить химическую агрессивность грунтов и воды к элементам дорожных конструкций.

Кроме того, грунты выемок автодорог обычно исследуются дополнительно с целью оценки возможности их использования для укладки в земляное полотно или в качестве грунтовых строительных материалов.

Камеральная обработка материалов и составление отчёта завершают инженерно-геологические изыскания для трасс автодорог.

Изыскания для автодорожного строительства обычно дополняются изысканиями грунтовых строительных материалов, которые выполняются согласно СП 11-109-98 «Изыскания грунтовых строительных материалов» по отдельному заданию заказчика.